Тонущая звезда финтеха: как Алена Дегрик-Шевцова потеряла миллиарды и поддержку своих кукловодов

Тонущая звезда финтеха: как Алена Дегрик-Шевцова потеряла миллиарды и поддержку своих кукловодов
Тонущая звезда финтеха: как Алена Дегрик-Шевцова потеряла миллиарды и поддержку своих кукловодов
Вслед за санкциями СНБО в отношении Алены Шевцовой, владелицы Айбокс-банка, началась масштабная информационная кампания. Похоже, ее инициировала сама Шевцова, поскольку львиная доля материалов оправдывает ее и ставит под сомнение законность ограничений.

Но за этим огромным потоком материалов, в которых то давят на жалость – у Алены Шевцовой пятеро детей, и президент, подписывая решения о санкциях, «обижает сироток»; то утверждают, что все обвинения сфабрикованы – мол, «товарищ Зеленский, произошла грандиозная ошибка», скрывается что-то гораздо большее, чем кажется на первый взгляд.

Собственно, реакция вполне ожидаемая. Но, с другой стороны, у внимательного наблюдателя вызывает вопросы тот факт, что информационный шум по отбеливанию репутации Алены Шевцовой (в девичестве – Дегрик) начался после введения санкций. Причем очень сумбурно и в явной панике. Создается впечатление, что узнав о том, что президент таки подписал санкционный список с ее фамилией, Алена Шевцова была шокирована – она явно не ожидала такой «подляны». Слово «подляна», пожалуй, наиболее отвечает тому, что произошло. Потому что Шевцова имела договоренности на самом высоком уровне о том, что санкций не будет. Но ее либо кинули, либо не смогли помочь.

О том, что все движется к закономерному краху, Алена Шевцова знала давно. Это стало понятно еще тогда, когда другая компания Шевцовой, ООО «Финансовая Компания Лео», попала под санкции СНБО. Это случилось в марте 2023 года. Тогда же Шевцова уехала в Объединенные Арабские Эмираты, где проживает вместе со своими «несчастными сиротами» в скромном домике площадью 622 квадратных метра. По крайней мере, так следует из декларации ее мужа, начальника отдела Департамента защиты интересов общества и государства Национальной полиции Украины Евгения Шевцова.

 tidttiqzqiqkdrmf rtidetiqxriqqhsld

Должность Евгения Шевцова в национальной полиции только добавляет сюрреализма к ситуации, поскольку он попадал в неоднократные скандалы вместе со своей женой, а часть этих скандалов связана с работой с финансовыми потоками оккупированной части Украины и выводом денег в РФ. По крайней мере, так следует из материалов уголовного дела, возбужденного СБУ в отношении работы международной платежной системы «Лео», посредством которой и обслуживались эти платежи. В том числе именно за работу с Россией ООО «Финансовая Компания Лео» попало под санкции в 2023 году. Хотя в результате этих санкций почему-то никак не пострадал Евгений Шевцов, муж нашей героини и преданный подельник в нескольких других уголовных делах в отношении парочки финансистки и мента, но в данном случае нас больше интересует поведение Алены Шевцовой.

 

А она на санкции в отношении своей компании в 2023 году отреагировала очень вяло. Конечно, было несколько заказных материалов, в которых тоже что-то говорилось об ошибке и непричастности Алены Шевцовой к работе с оккупированными территориями и РФ, но все было как-то очень тихо. Видимо, потому что система платежей «Лео» уже была отработанным материалом, а санкции саму Алену Шевцову не коснулись практически никак. Как и ее мужа, напомним еще раз.

Но вот когда БЭБ и СБУ занялись Айбокс-банком, в котором Алена Шевцова была совладелицей и председателем правления, она возбудилась гораздо сильнее. В отношении заместителя генпрокурора Дмитрия Вербицкого, который подписал подозрение в отношении Алены Шевцовой в обслуживании нелегального игорного бизнеса и отмывании более пяти миллиардов гривен, Шевцова даже разработала целую спецоперацию по дискредитации. По ее версии, Дмитрий Вербицкий получал бесплатные услуги в столичном салоне Leo Beauty Club Lypkivskogo, который принадлежит Елене Дмитриевне Шевцовой, матери Евгения Шевцова. Операция не удалась, Айбокс-банк в итоге потерял лицензию и получил обвинения в отмывании денег и мискодинге. А Шевцова сбежала в Эмираты.

Интересно, что за несколько дней до потери лицензии Айбокс-банк отдал два крупных депозита физлицам: 175 миллионов гривен забрала Шевцова, еще 125 миллионов – Игорь Коломойский. Почему Игорь Коломойский хранил свои деньги именно в Айбокс-банке – неизвестно до сих пор. Сам он этот факт никак не комментировал.

Но, хотя информационная кампания по поводу утраты лицензии Айбоск-банком в марте 2023 года и была довольно заметной, крупной ее никак не назовешь. Так – пошумели и забыли. Алена Дегрик-Шевцова отделалась стандартными комментариями, которые сводились к тому, что «произошла грандиозная ошибка», не более того. Тем более, что в отношении других ее бизнесов расследования не проводились. Может, именно поэтому она и молчала.

А, может, молчание Алены Шевцовой объясняется другими причинами – после бегства из Украины она занялась бизнесом в Евросоюзе и Великобритании. Кстати, ее почему-то никто не разыскивал – ни БЭБ, ни СБУ не проявляли интереса к персоне Алены Шевцовой, которая фигурировала в громких уголовных делах и невозбранно покинула территорию Украины. Не интересовались и личностью ее мужа, Евгения Шевцова, самого богатого сотрудника Национальной полиции Украины. Который продолжал исполнять свои обязанности по «защите интересов общества и государства» в кресле начальника соответствующего департамента НПУ.

Но вернемся к Алене Шевцовой. И ее странному поведению после того, как ООО «Финансовая Компания Лео» попала под санкции, а Айбокс-банк был ликвидирован. Хотя в Украине эти два события наделали много шуму, сама Алена Шевцова особым рвением к отбеливанию своей репутации не отметилась. Прошло два года и внезапно – информационный взрыв. Алену Шевцову кинулись защищать все, кто только может. В ход идет все – от давления на жалость до обвинений в сторону государства в попытке рейдерского захвата бизнеса Алены Шевцовой.

Потому бросается в глаза нетипичность поведения Алены Шевцовой за последние два года. Государство «убивает» систему платежей «Лео» - Шевцова молчит.  СНБО вводит санкции в отношении ООО «Финансовая Компания Лео» - Шевцова молчит. Айбокс-банк лишают лицензии – Шевцова молчит.

А потом Алена Шевцова сама вдруг оказывается в санкционных списках. И здесь следует взрыв. Взрыв эмоций в информационном пространстве. Причем явно сумбурный и нескоординированный – хотя все возможные ресурсы забиты попытками отбелить Алену Шевцову и выставить ее «жертвой режима», видно, что эта кампания явно неподготовлена. Из этого следует вывод – Алена Шевцова к такому повороту событий была не готова. О движениях вокруг себя она явно должна была знать. Но то, что все эти движения приведут к санкциям, было для Алены Шевцовой явно неприятным сюрпризом.

И сюрприз этот вдвойне неприятен тем, что может поломать все финансовые схемы, выстроенные Аленой Шевцовой в странах ЕС и Великобритании, где в последние два года она активно и настойчиво пыталась выстроить свой образ в качестве эксперта в области искусственного интеллекта и финтех-безопасности. Незадолго до введения санкций Алена Шевцова выступала на международной конференции PAY360 в Лондоне вместе с представителями Uber и Monzo. Где анонсировала свой новый европейский проект. На основе все того же «Лео».

Но что-то пошло не так – 12 апреля в отношении Алены Шевцовой были введены персональные санкции СНБО. Эти санкции не являются обязательными для зарубежных стран. Но репутационный ущерб они наносят огромный. За репутацией падает и желание сотрудничать с фигурантом санкционного списка. Особенно, если дело касается финансов, что прекрасно понимает и Алена Шевцова. Отсюда и истерическая реакция.

Но во всей этой истории есть несостыковки. Кто те люди, которые гарантировали Шевцовой неприкосновенность? Ведь, напомним, ее никто не ищет, несмотря на открытые уголовные дела и обвинения в сотрудничестве со страной-агрессором. Более того, до 2023 года, до смены руководства Национального банка, Айбокс-банк отделывался предупреждениями, хотя еще в 2022 году в НБУ обращались представители Международного валютного фонда с информацией, что через Айбокс-банк проходят аномально большие средства, также Айбокс-банк имеет огромный объем непрозрачных транзакций. Но к бывшему руководству НБУ вопросов ни у БЭБ, ни у СБУ по этому поводу до сих пор не возникло.

К тому же, как мы помним, рынок азартных игр в Украине был легализован только в 2020 году. А платежные системы Алены Дегрик-Шевцовой обслуживали платежи онлайн-казино по крайней мере с 2013 года. Но и после 2020-го, когда началась борьба за этот огромный по объемам денежный рынок, платежная система «Лео» Алены Шевцовой все так же продолжала работать. И выдавили ее с этого рынка только в 2023-м, а сразу после этого ликвидировали и Айбокс-банк. Самой же Алене Шевцовой дали возможность не только уехать из страны, но и вывезти с собой деньги. И не тронули остальной бизнес.

Потому вопросы – кто прикрывал Алену Шевцову все эти годы, кто гарантировал неприкосновенность перед санкциями, кто участвовал в новом бизнесе Шевцовой в Европе – остаются открытыми. И вряд ли это был ее муж, несмотря на довольно высокую должность в полиции. Не его это уровень.

Регион: Украина

Распечатать


Все новости